Вчера было невероятно сложно заснуть. Меня штормило и колбасило во все стороны от понимания, что я уже полтора года хожу к психологу, есть определенные успехи, причем зачастую достаточно грандиозные, но все равно а) я творю хуйню в отношениях б) я не представляю, чего хочу и как этого добиться в) мне просто хуево прямо сейчас в данный момент.
С этим, собственно, и пришла.
Майлис мягко выспросила, на кой, собственно, ляд я пошла на терапию. Ну как же, говорю, основная идея была - уйти наконец от В., а то невозможно было хлестать подохшую кобылу наших отношений. Ок, а зачем продолжила, раз ушла? Затем, что в процессе выяснилось, что невозможность уйти - симптом, а в основании всего лежит много проблем, которые необходимо прорешать. Ну и дальше начали ковырять, чего же, собственно, душеньке моей неймется.
Это было тяжело, но преодолимо тяжело. Я даже не увязывала это состояние с пятничным разговором, а оно было прямым следствием. Следствием позорного и панического предательства себя. Да, меня что-то грызло даже после, даже когда я все описывала, но никак не удавалось ухватить, что именно. Но общими стараниями мы поймали это. И тот факт, что идея верности себе - главная цель терапии на данный момент, предательство себя просто разрушило весь мир и мир мстительно завалил меня своими обломками.
В обсуждении вышли на мою любимую тему отстаивания собственных границ. Точнее даже на понимание границ личности как таковых. У меня есть совершенно бредовая установка, что защита границ = агрессия. Источник всплыл моментально. Мама приходит к бабушке в гости, бабушка с порога начинает причитать, какая же мать жирная и как же это ужасно. Мама, разумеется, отвечает: "а хули, маман, вы доебались? Сколько хочу, столько и вешу", после чего бабушка уходит в истерику, что ее, бедную несчастную старушку, все обижают, наезжают, слезы-сопли, все это вот. Ну и моментальная связка "если пытаешься отстоять свое право - ты мудак и агрессор, фу таким быть".
И поэтому как только рокер признался в том, что ему неприятно, что я все в себе кипятила без его участия, я сразу же плюхнулась на спину, поджала хвост и залебезила: что ты, что ты, ты абсолютно прав, я не нападаю, я вообще маленький щеночек, не обижай меня, я готова согласиться на все, только не думай, что я тебя атакую. Просто потому что для меня агрессия на любимого человека - табу, которое нечеловечески сложно преступить. И дальше, может, все и было внешне нормально, но что-то продолжало грызть. И я никак не могла понять, что именно.
А грызло то, что я только что пылала праведным гневом, метала громы и молнии, а после одного его слова я скинула себя в пучину самоуничижения. Просто из страха сказать "нененене, чувак, что еще за фигня?! Мне присралось обсудить это сегодня, я сегодня это обсужу, а ты либо участвуешь в этом, либо валишь к чертям собачьим"
После чего мы решили удвоить сеанс, чтобы не потерять вдохновение, и в течение полутора часов я училась формулировать мысли с учетом уважения личных границ и открытой позиции.
Главные выводы - когда что-то не нравится ака когда нарушается какая-то граница, есть три этапа:
1. Дорогой, это неприятно, не делай так. Просьба
2. Дорогой, мне это действительно неприятно, потому что... Просьба с пояснением
3а. Дорогой, если ты не прекратишь это делать, я уйду. Ультиматум
или 3б. Дорогой, если тебе важно это делать, давай договоримся. Консенсус
То есть, в пункте 3 вилка - либо, либо. Если это действительно болезненный триггер, либо если человек не настолько важен, это может быть ультиматум. Но абсолютно четкий и исполнимый. И он ДОЛЖЕН БЫТЬ исполнен. Нельзя сказать "я уйду", и остаться в случае повтора. Если же важность "неприятно" не столь велика, либо если человек близкий, нужно договариваться и искать, как сделать так, чтобы всем было максимально комфортно.
И всегда помнить об уважении. Уважать собеседника - то есть, никаких "я тебе объясню", "дозволяю", "снисхожу", и так далее. Снять корону и засунуть ее себе в жопу. При этом уважать себя - не умолять, не уничижать, не высмеивать себя. Помнить, что вы равны. И общаться на равных. Уважать и свои, и его чувства. Не обесценивать их. Если что-то раздражает, человек имеет право на это раздражение. Даже если через пять минут он в нем раскается.
И запомнить - в общем-то, реальные границы - это УК и АК. Нельзя подойти к человеку и дать ему в морду. А все остальное, что вне УК и АК - можно проверять. Даже если какие-то моральные нормы запрещают тебе спрашивать, когда у человека последний раз был секс, это не значит, что так делать нельзя. Можно. Но и человек также имеет право сказать "не лезь", тем самым обозначая собственные границы. И это не агрессия.
А решать за других, где у них там границы - абсолютное их обесценивание как раз. Я тут самый взрослый и умный, и я за всех решу, можно мне спрашивать про секс и перестали ли они пить коньяк по утрам или нельзя. Да может человек только рад на эту тему поговорить, а ты тут стоишь в белом пальто красивый и "не дозволяешь".

В общем, пришла домой и, не откладывая в дальний ящик, полезла к рокеру обсуждать обсуждашки. Это было чертовски сложно. Почти нереально. Я периодически открывала окошко с диалогом с Майлис, чтобы написать "нахуй все, я не справляюсь, помоги!!!", но потом брала себя в руки, наливала очередной стакан водички, утирала слезы и продолжала формулировать. Выяснилось, что рокер не страшный зверь, каким я себе его за пятничный разговор уже представила, перед которым надо пресмыкаться, а вовсе даже адекватный человек, который сам жизнью изломан и напуган до чертиков, только еще и не подкован в психологических тонкостях и действует исключительно по наитию. И которому действительно нафиг не упали мои добровольные жертвы. И готовый к открытому диалогу.

Каким же правильным было решение оставить сегодня выходным, совершенно изматывающий день. Очень нужный, полезный, но изматывающий.