Кто-то помнит еще мою стихоплетку
"Казнь", которую я выплюнула, послав Большую Московскую Любовь развлекаться с московскими же девами и вернувшись к Муру? Вряд ли, но не важно. В любом случае, можно прочесть по ссылке.)
Сегодня нелегкая занесла меня на стихарь (в народе более известный, как стихи.ру), а там - посмертная слава и личный Тынянов с Белинским в одном флаконе.
Напомню - я уже полтора года без месяца не пишу. Вообще. Даже к своим Великим и Ужасным Книгам, Которые Всегда Начинаются, но Никогда Не Заканчиваются, я не прикасалась уже дай бог памяти сколько... Больница, работа, любимый, пьянки, разговоры с друзьями сквозь дымовую завесу в машине за гаражами, греки, негры, работа, работа, работа... В общем, не до стихов. Даже когда любимый доводит до зубовного скрежета, на работе - п
издец п
издецов, а жизненная ситуация - хоть об батарею голову разбивай. Питерские Сказки закончились в очередной осени (вроде...),
последний крайний стих был написан в честь пропажи любимого из радиуса действия мобильного на три часа, а про Книги уже говорила.
И вот на этом самом стихаре, оказывается, в это время, когда поэт во мне благополучно сдох и сильно подванивает, пришла, как водится, нежданная слава. В виде трех человек и четырех комментариев. Но каких комментариев!
Некая Лунная Тень, которая уже как-то отмечала мою способность сочетать слова в рифмы, записалась в почитатели, в чем мне и призналась. И настоятельно просила .
Еще один восхищенный комментарий от некой У.К., которой я написала две из трех моих рецензий.
А последний... это ах. Потому что слов, чтобы передать полноту чувств автора, когда его стих разбирают с усердием отличника на уроке литературы, просто нереально! Как я говорила в далеком 2007 -
читать дальше"Прямо вижу, как лет через -десят какой-нибудь старый профессор, простирая руку с очками к небу, будет вещать с кафедры: "Несмотря на то, что Т. Б. была не только нерелигиозна, но относилась к христианству с изрядной долей скептицизма, "Молитва" пронизана верой в Бога и истинной тягой души автора к Нему..." Или еще что-нибудь умное. И будет до фига не прав". Только тут не про "Молитву", а про "Казнь". Но тоже впечатляет. Даже процитирую:
читать дальше"Не простая это казнь. Два образа соединились здесь и усилили друг друга. Сначала это стихотворение о суде, о чувствах приговоренной, а в концовке – о разрыве отношений из-за измены. Но настроение-то остаётся!
Между двумя образами – века. Так я это вижу. Публичная казнь средних веков и обычная квартира наших дней.
Сначала создана безнадёжность. Первая строка – бескомпромиссная и хлёсткая. Раз – и всё. Из второй строки мы узнаём, что приговор – это уже казнь, уже смерть. И это действительно так! Эта мысль нам очень пригодится в концовке стиха. Точность, острота, нацеленность начала стихотворения моментально подчиняют читателя, однозначно передавая настроение лирической героини. А чтобы передать его максимально точно и полно – следующие строки с их Галатеей и «толпа ей теперь прокурор» – застывшая, отверженная не только правосудием, но и народом. Неоткуда ждать помощи.
Первая мысль и последняя надежда – он, но и в нём героиня не находит поддержки. Пусть все отвернулись, но только бы не он! Но нет, автору даже мало слова «отвернулся», следом за ним стоит еще более уничтожающее «уйди». Очень сильно. Гипертрофированно, но не чересчур.
И здесь уже переход ко второму образу. Уже появился «он», уже появились их отношения, и эти отношения уже рушатся. Но только к предпоследнему катрену читатель (я) опоминается в новых обстоятельствах. Зал суда и эшафот уже где-то далеко и давно. Внешне. А внутри всё остаётся.
Но до окончательной смены декораций ещё 4 четверостишия – переходных, где нет внешнего, где только чувства героини и её попытка удержаться за прошлое.
Пропуская подробный разбор середины стихотворения, всё-таки невозможно не отметить «тех, кто считается равным судьбе». Настоящая находка. Выносящие приговор – как судьба для обвиняемых. Но они не равны судьбе, а только считаются таковыми. Очень точная формулировка.
И вот, в конце стиха, выясняется, что приговор вынесен не судом и не толпой, а им – самым близким и дорогим человеком. Он и судья, он и последняя надежда. Но… «не простил, не ответил». И незачем добавлять лишние катрены с рассказом о случившейся измене, всё и так понятно. Противоречиво ощущается справедливость приговора. Немилосердно, но поделом. И в начале стиха, и в конце.
Нет сцены самой казни, не описаны муки отверженности. Но мы помним, что «без кинжала убил приговор». И поэтому стихотворение называется «Казнь» правомерно.
Последние четыре строки позволяют по-разному подводить итог всему стихотворению. То ли всё это был горячечный бред, то ли горячка стала итогом расставания. Ясно одно: будет новая весна и новая любовь, но не сразу, не сейчас, когда-нибудь потом, в следующей жизни…
К сожалению, автору не удалось удержать всё стихотворение на заоблачно высоком уровне первых строк. Но целостность и полнота стихотворения, отличная идея трансформации образа и ритмическая выдержанность позволяют оценить его очень высоко.
Спасибо!"И тебе спасибо, неведомый Васька из Питера! Я, читая этот прямо таки позиционный анализ в луших традициях нашего Рябушки, в полной мере смогла почувствовать себя Ахматовой, к которой пришло признание. Или каким-нибудь умершим поэтом, на тему которого пишут сочинения.
Кстати, судя по фото, Васька действительно из тех, кто еще пишет и какое-то время будет вынужден писать сочинения по умершим поэтам. Молодежь меня ценит!
А что концы у меня смазанные - я это всегда говорила!в общем, эттта... опять что ли призывать всяких там крылатых, косолапых...